о проекте

[review] порождение ночи (electrotapes)

[Qamat is-sa'atu] - "Порождение ночи" (2018) \Hvedrungrsmil Records\ TAPE

Стиль: Industrial, Electro Industrial

Артисты, о которых мы будем говорить сегодня, вместо столь распространенной в современном мире глянцевой погони за популярностью и модой занимаются куда более важными и интересными вещами. Вещами, которые отличают настоящих творцов от скучных ребят зацикленных на самодизайне и копировании правильных авторитетов музыкальной сцены. Наши сегодняшние герои создают свои собственные звуковые миры. Искренние, прочувствованные, проработанные.

Московский проект [Qamat is-sa'atu] (ﻗﺎﻣﺖ ﺍﻟﺳﺎﻋﺔ) был создан в 2009 году Ixes-ом (Per Aspera) и Al-Maytatu L-Habithu. Название в переводе с коранического арабского означает "Настал час воскрешения из мертвых". В основе творческого метода музыкантов лежат традиции старорежимной индустриальной музыки: DIY-принцип и lo-fi эстетика. Основные идеологические установки: отторжение современных ценностей потребительского общества, крайний индивидуализм, торжество духовного над материальным, уход от реальности и расширение сознания.

Если говорить про музыку, то [Qamat is-sa'atu] номинально можно классифицировать как post-industrial. Однако, такие рамки были бы крайним упрощением. Помимо собственно индустриального звучания, синтетических мелодий и тяжелой электроники, в музыку коллектива органично вплетаются элементы музыки dub, ближневосточные мелодии, живые народные инструменты и перкуссия. В итоге, большинство релизов проекта представляют собой фантасмагорическую смесь в которой удивительным образом сплетаются витиеватые узоры архаичного восточного предания и приземленные образы мрачной индустриальной яви.

Сами музыканты указывают, что не признают стилевых ограничений, предпочитая работать в "едином информационном пространстве". Уточним, что под "единым информационным пространством" здесь подразумевается философский термин, описывающий всю совокупность результатов семантической деятельности человечества. Таким образом, музыканты прямо указывают на то, что в рамках их творческого интереса весь спектр производных человеческого разума. На чем-то одном они замыкаться не хотят. Из этого же термина выводится и название основного лейбла артистов, "UIS" (United Information Space). Напомним, что отличительная черта "UIS", - безвозмездное распространение части тиража на улицах поселений всего мира. Кассеты просто оставляются, и любой может их найти и взять. Вот прямой вклад в "единое информационное пространство". Свободное распространение музыкальных артефактов по всему миру.

Ключевым инструментом для [Qamat is-sa'atu] является текст. Именно через лирику проект транслирует свои мысли, свои увлеченности, сплетенные из восточных сказок, каббалы и оккультизма, священных писаний и мифов народов Востока, суфийской поэзии и готической литературы. Автору текстов Al-Maytatu L-Habithu нравится видеть себя в образе сказителя на восточном базаре, который рассказывает эпические сказания под аккомпанемент музыкантов. Свой метод повествования он называет "пост-индустриальной эксплуатацией фантастических миров".

Что под этим подразумевается? Всю музыкальную лирику Al-Maytatu разделяет на три основные темы: личностную, социально-политическую и "эпическую". Лирику [Qamat is-sa'atu] можно отнести к третьей теме, к "эпической". Она характерна для широкого спектра жанров от религиозных песнопений, до баллад и опер. В ее основе повествование о выдуманных или исторических персонажах и событиях, с заданным временем и местом. Во многих случаях авторы не придумывают "эпические" сюжеты сами, а "эксплуатируют", пусть даже и с переосмыслением, написанные другими людьми. В случае [Qamat is-sa'atu] религиозные, мифические, исторические и художественные образы совмещаются с пост-индустриальной музыкой. Так, например, на пластинке "Archaos" "эксплуатировались" сюжеты восточных мифов об Александре Македонском, а на "Порождении ночи" готическая проза и фильмы ужасов. Таким образом, сюжеты заимствованные, но переработанные и переплетенные между собой.

Что меня больше всего привлекает в работах проекта (ровно как и в изданиях родственных лейблов "UIS" и "Oriental Prophecy"), это глубокое погружение в материал, в мир истории, о которой рассказывает релиз. Каждая запись это прежде всего тщательным образом проработанное концептуальное повествование. Музыканты изучают связанные с центральной темой исторические и художественные материалы. Обрабатывают и переосмысливают их согласно своим задачам и собственному виденью. Я уже писал рецензии на их релизы, каждый раз поражаясь проведенной подготовительной работе, объему информации скрытой в концепции, музыке, тексте и оформлении. Такой подход и представляет наибольшую ценность. Мы отходим от "звуков по мотивам" выбранной темы к сложному комплексному произведению. Я столько много узнал, пока изучал эти работы.

Темы для альбомов [Qamat is-sa'atu] выбирают исходя из личного интереса. Для них важно, что бы тематика была им близкой и говоря о ней они были бы искренни. Прагматичные интересы, вроде вкусов целевой аудитории, жанровых рамок и моды их не особо волнуют. Так, тематика "Порождения Ночи" естественным образом вытекает из увлечения Al-Maytatu старыми фильмами ужасов и готической литературой, которую он коллекционирует. Этим он живет, это вдохновляет его на создание треков, отражается в творчестве. Вот что он сам говорит: "Когда слушаешь «Порождение ночи» или «Archaos», думаешь - кто они такие, о чем это и на кого всё это ориентировано? Ориентировано оно ни на кого, но хотелось бы думать, что наш слушатель в равной степени окажется сведущим как в страшных фильмах и литературе, так и старорежимной индустриальной музыке".

На "Порождении Ночи" две истории, каждой из которых посвящена сторона. Истории имеют конкретные источники вдохновения, ключи к которым были даны в оформлении и пресс-релизе альбома. Первая базируется на старых фильмах ужасов, вторая на готической литературе. Для того что бы понять сюжеты историй в полной мере, необходимо знать первоисточники. Таким образом, альбом это своеобразный квест для знатоков и заинтересовавшихся. Что что послужило источником вдохновения? О чем рассказывается на альбоме? Что бы ответить на эти вопросы нужно либо быть искренним поклонником ужасов, либо пойти по ключам-подсказкам. Часть источников я сам отгадал, часть мне показали авторы. Но, пожалуй, я не буду ломать задумку музыкантов и раскрывать в этой рецензии все карты. Поищите сами, ключи можно найти в композициях и тексте вкладки (она прикреплена). Там вполне достойные вашего времени вещи. Впрочем, для погружения в атмосферу мира созданного [Qamat is-sa'atu] знание первоисточников не является необходимым условием.

Одновременно с этим, авторы предупреждают, что не следует рассматривать выбранные темы и специфику самих релизов как заявку на некую пафосную интеллектуальность. Все это, - своеобразие выбранных тематик, кассетный формат, туманные намеки и описания в пресс-релизах, в чем-то несовременное звучание, - идет не от желания выделиться на поле интеллектуальных игрищ за счет элитарной подачи. Да, релизы, как говорится не для обывателя, рассчитаны на подготовленного слушателя. Однако, они идут, что называется от сердца, от внутренней заинтересованности и эстетического вкуса. А вкусы у музыкантов специфичны.

Альбом открывается мощным индустриальным грохотом, бурчанием гитары, сэмплами из кинофильмов и наполненным безысходностью яростным вокалом. Этакий пролог. "Шаг навстречу судьбе" продолжает звуковую и лирическую линию под металлический грохот ударных и партию булькающего синтезатора. Тревожная и качающая композиция под которую некий безликий человек мечется в паническом исступлении по маленькой комнате. "В катакомбы по винтовой лестнице" записана при участии музыканта из Красноярска Антона Раенко (Xenobioticum 23). Он написал партии синтезаторов. Композиция с плотным звучанием, отсылающим к саундтрекам фильмов ужасов 80х. Представляются сырые ночные улицы захламленного мегаполиса, переулки наполненные идущим из коллекторов паром и бегущая прочь от полицейских сирен тень. В итоге, первая сторона предлагает нам драйвовый и злой старорежимный электро-индастриал с ведущей линией ударных, закономерно переходящей из композиции в композицию, атмосферными синтезаторами и дозированными гитарами. Олдскульное звучание родом из конца 80х - начала 90х. Все как и было обещано.

Сюжет... Вот тут сложно так рассказать, не выдав тайн. Попробуем. Главный герой мучается мрачными предчувствиями и страхом перед будущим. Al-Maytatu говорит об этом так: "Весь экзистенциальный ужас и идея этих треков довольно проста и понятна русскому человеку - она заключается в том, что в нынешней ситуации невозможно строить планы на будущее, контролировать свою судьбу". В итоге, изможденный ужасом перед неизвестностью протагонист решается на некий поступок, "шаг навстречу судьбе", цена которого оказывается крайне высока. Как результат этого поступка, на главного героя открывается охота и он, гонимый преследователями, уходит прочь из привычного ему мира, под землю, туда, где живут такие же как он. Все это реконструируется из лирики композиций, без привлечения сторонних материалов. Но что это был за поступок, почему на героя открылась охота, где он скрылся и кто, такие же как он, живут в тайном месте, - ответы в первоисточниках. Ищите.

Источником вдохновения для композиций второй стороны, помимо готической литературы, служило такое явление как феномен электронного голоса (electronic voice phenomenon, EVP). Этот феномен заключается в самопроизвольном и труднообъяснимом появлении на звукозаписывающей аппаратуре таинственных шумов и звуков, напоминающих человеческий голос. Одним из популярных объяснений является фиксация голосов из потустороннего мира, например, речи духов умерших людей. Этот феномен привлекал внимание парапсихологов и исследователей сверхъестественных явлений. В 60х годах даже были попытки исследований, в которых записывались и фильтровались радиошумы в попытке установить связь с миром мертвых.

Одной из областей интереса Антона Раенко, участвовавшего в записи альбома, является парапсихология и паранормальные явления. Беседы Антона и участников группы на тему исследований феномена электронного голоса послужили толчком для экспериментов по трансляции в эфир собственных голосов. Так появились три "радиоспектакля" "EVP-Research 1-3". Музыканты выбрали три рассказа о призраках со сборника викторианской прозы и постарались изложить их так, словно сами призраки рассказывают свои истории в эфире на коротких волнах. Для этого они записали вокал, затем пустили аудиодорожки в эфир при помощи низкочастотного генератора ГЗ-112 и зафиксировали их с радиоэфира при помощи бытового радиоприемника, настроенного на короткие волны со всеми радиошумами и артефактами.

Al-Maytatu говоря о концепции второй стороны проводит очевидные параллели между прозой Викторианской эпохи и исследованиями феномена электронного голоса: "Готические рассказы о призраках, – продукт Викторианской эпохи, когда в интеллектуальной среде появился интерес ко всему сверхъестественному, люди стали повсеместно увлекаться спиритизмом, теософией и мистицизмом. А исследования EVP во второй половине ХХ века являются не чем иным как спиритическими сеансами, широко распространенными в Викторианской эпохе, но с использованием имеющихся на тот момент технических средств (радио, магнитофоны, микрофоны)".

Сторона "B", в противоположность первой, более спокойная, энигматичная. Во главе угла текстуры синтезатора, электронные звуки и зашумленные пугающие голоса. Драм-машина здесь тоже есть, но не такая яростная. Послания из мира мертвых несутся сквозь вселенную по радиочастотам, фиксируются радиоприёмниками и пленочными рекордерами. Бессвязное бормотание и еле слышимый шепот доносятся из динамиков, расположенных в просторных лабораториях сумасшедших ученых. Такие лаборатории, какие мы можем увидеть в старых кинофильмах, вроде "Франкенштейна" или "Метрополиса": мерцающие лампы, электрические разряды, странные приборы и химическое варево в ретортах. Сами же безумные ученые хотят проникнуть в царство мертвых, связаться с его обитателями во благо или вред человечества. Кто знает?

Хотя треки "EVP-Research 1-3" и основаны на разных рассказах, тем не менее, их лирический ряд так же можно объединить в единую историю, рассказанную от первого лица. Это история призрака человека, погибшего насильственной смертью. В первой композиции рассказывается об его гибели от ножевого ранения и о моменте отделения души от тела. Во второй и третьей, мольба о помощи к живым с рецептом того, что необходимо сделать, дабы прикованный к этому миру дух упокоился. В данном случае, это христианская молитва и начертание над могилой креста. Опять таки, оригинальные сюжеты и те детали, которые которые из них были позаимствованы можно вычислить при помощь ключей-подсказок. Хотя это будет и не так уж просто из-за сильного искажения вокала.

"Порождение ночи" выбивается из общего звучания проекта. Здесь нет восточных мелодий, а из живых инструментов лишь очень обработанная гитара. Альбом дань уважения электронному пост-индастриалу начала 90х и, прежде всего, проектам Synapscape и Muslimgauze. На кассете балом правят аналоговые синтезаторы и драм-машина. Их секвенции подвергались многостепенной последовательной обработке, семплировались и в измененном виде формировали новые секвенции. Мастеринг был осуществлен на винтажном аналоговом оборудовании волгоградской студии Offside, что придало альбому старомодное шероховатое звучание.

В оформлении так же видна любовь к старой доброй tape-культуре и DIY-принципу. Обложка выглядит словно самодельный коллаж с андеграундной кассеты из начала 80х. По сути, так оно и есть: ее макет был сделан при помощи ножниц, клея и ксерокопирования. Мрачные, отталкивающие образы, словно со страниц дешевых переводов второсортных американских ужастиков, выпущенные в начале 90х. Лично я вспомнил опус "Подвал" (поищите синопсис и рецензии, это тот еще литературный трэш времен бурного потока странной литературы из-за рубежа). Вообще, учитывая тематику кассеты и источники ее вдохновения, особенно первой части, другой обложки представить и нельзя.

Лучше самих авторов, в принципе, никто и не проанализирует оформление. Приведу цитату полностью, настолько она точна и неделима: "Она [обложка] кажется пугающей и вызывающей для обывателей. Но она лишь стилизована под иллюстрацию к фильму ужасов. Если бы я хотел напугать, я бы выбрал фотографию из военных репортажей – ведь реальность гораздо более ужасна, чем любой плод наших фантазий. Даже хочется сказать, что реальность настолько ужасна, что от нее хочется бежать... И для этого есть искусство – опиум для народа. На обложке вымышленный монстр и сюжет, который вполне мог быть на картине Босха. В XVIII веке романтическим называли всё странное, воображаемое и существующее в книгах, а не в действительности. И я считаю, что эта обложка гораздо более «романтическая» чем любая обложка сборников «Romantic Collection»".

Вот такая своеобразная запись. Олдскульная музыка, оформление, тематика и подача. Может быть, кому-то она покажется безнадежно устаревшей. Ну, пожалуй, так оно и есть, в эпоху модной клубной музыки. Но все же, суть то не в этом. Суть в погружении и подходе, в работе которая была проведена над материалом и результате который был сделан без оглядки на тенденции для себя и для горстки единомышленников. Скажу честно, не все понравилось, есть моменты, которые не по мне. Но это либо личные пристрастия, либо какие-то вторичные, минорные вещи. Работа далеко не для всех, но так и должно было быть.

Выражаем искреннюю благодарность Al-Maytatu L-Habithu за помощь в написании публикации и комментарии касающиеся концепции и создания альбома.

ИЗДАНИЕ: Кассета, 25 копий. Раскладка с рассказом о концепции записи.


10 янв 2019