о проекте

Рецензия electrotapes (Россия) на Soundtrack From The Ruins Of Europe II


Various – "Soundtrack From The Ruins Of Europe II" (2019) \E.C.T.\ TAPE

Стиль: Industrial, Noise, Dark Ambient, Power Electronics

Сегодня нас ждет сборник от греческого лейбла "E.C.T." "Soundtrack From The Ruins Of Europe II". Вторая часть логично продолжает идеи и звуковые образы первой части, вышедшей на двух кассетах в 2018 году. В сборник вошли композиции в основном малоизвестных у нас артистов из Греции, России, Украины, Северной Македонии, Италии и Великобритании. В основе сборника лежит идея восприятия смерти, как одной из центральных составляющих европейской культуры и духа. А так же войны, как фактора оказавшего грандиозное влияние на европейскую цивилизацию. Учитывая в какое время я публикую эту рецензию, то все становится еще интересней.

Общий характер и настроение сборника прекрасно описывает официальный тизер, подготовленный Al-Maytatu L-Habithu из проекта [Qamat is-sa'atu]. Архивные кадры штурма Берлина 1945 и панорамы города после бомбардировок силами союзных войск, дополненные цитатами древнегреческих и римских философов школы стоицизма. Эти фразы взяты как дань уважения мировоззрению, которое помогло выжить, согласно воспоминаниям пленных концлагерей и европейских ветеранов, некоторым участникам тех событий. Идея тизера заключается в том, что стоическая философия и этика - это забытая истинно-европейская идея, существовавшая до христианства (с его концепцией жертвенности). Стоицизм провозглашает стойкость духа, презрении к смерти и призывает к изменению отношения к материальным ценностям. В тизере отлично передается общее настроение и звучание компиляции. Но это тизер, а сейчас прослушаем саму кассету.

BR это проект артиста Boban Ristevski. Другие его проекты - Lefterna и Playing For Oblivion. В них он исследует области эмбиента, дроуна, нойза и разных их сочетаний. "Untitled" абстрактная, статичная стена шума, в которой слышится то ли рев всепоглощающего пламени, то ли грохот гусеничной техники, едущей по мертвым телам, а то ли овации многотысячной толпы, экстатически встречающей конец света. Сразу же охватывает гнетущее ощущение, наполненное неосознаваемым страхом предчувствие, прекрасно задающее тон и направление всему, что мы услышим дальше. Путешествие по руинам Европы начинается.

Волок это проект из Киева, который существует с 2011 года. "Волок" это страх перед внезапной смертью, ночной кошмар, безнадега, которая не дает уснуть, болезнь разума и внутренняя тьма. "Она" страшная и болезненная композиция с наряженным гулом, протяжным вокалом и привкусом потусторонней этники. Пожалуй, одна из самых пугающих композиций здесь. Отчужденное заклинание, инфернальное обещание. Похоронная процессия искореженных тьмой фигур, медленно бредущая дерганным марш-броском сквозь погосты и выгоревшие села, роняющая в покрытую пеплом землю слезы и по большей части молчащая.

Костница - дань уважения старообрядчеству Руси. Задача проекта в сохранении памяти о драматических событиях в России 17-ого века: расколе Русской Церкви и гонении на тех православных людей, что предпочли сохранить веру отцов. Проект базируется на былинах, эпических устных поэмах, легендах и верованиях простого русского люда. Композиция "Lamentation" основана на традиции причитания русских крестьян, тесно связанной с похоронно-обрядовой церемонией. Сырой индустриальный звук, высокочастотные скрипы, замогильные стуки и шумы, семплы старушечьих причитаний. Многовековая устная традиция народа и мрачная эстетика олдскульного индастриала находят друг друга, естественным образом складываясь в безнадежные блуждания неприкаянной души мертвеца по свету. Заупокойный центр компиляции.

Verstehen новый проект Alex M., известного по нойз-акт Grim machine. Насколько я понимаю, сборник - дебют Verstehen, который описывается автором как экспрессионистское прочтение тьмы, метафора всей печали мира, литания для неупокоенных душ, населяющих наиболее потаенные уголки человеческой психики. На "Soundtrack..." две композиции проекта. Первая "Sunt Lacrimae Rerum" начинается с напряженного гула, воскрешающего в памяти композицию BR, а затем наполняется беспокойным металлическим стуком и протяжными замогильными звуками. Беспокойные призраки рвутся в этот мир сквозь все более истончающуюся мембрану реальности. Их полупрозрачные руки тянутся к живым, а лица искажаются муками, причиняемыми противоестественным переходом. Сырость записи подчеркивается попавшими на пленку щелчками магнитофона и дыханием артиста.

"Lethereal" продолжает темную смесь аналогового индастриала и хтонического эмбиента. Обволакивающая, иномировая мелодия, реверберированная настолько, что теряет всю конкретику, но продолжает свое существование как незамутненное ничем ощущение, абстрактное чувство. Гробовое готическое опьянение. Она холодна, безутешна, плывет в дрожащем воздухе позабытых лабиринтах, мавзолеях и криптах, освещенных зажженными неведомой рукой свечами. Где-то впереди безутешный и страшный огонь преисподней, а сзади миллиарды километров безграничного одиночества. Закрывается трек торжественным синтезатором, рвущимися сквозь лоу-файный звук.

В основе творческого метода d E лежит комбинирование цифровых и аналоговых генераторов звука с полевыми записями. Композиции инспирированы техникой автоматического письма и представляют собой живые записи-медитации сделанные одним дублем, в попытке поймать чувство момента. Композиция "Oymyakon" записана в живую на горе Олимп. Тревожный эмбиент, шипение, еле уловимая мелодия с каким-то возвышенным привкусом. Взгляд с мифической горы, из последнего святилища богов на охваченный смертью и войной континент. Боги уходят в добровольное изгнание, оставляя отвернувшихся от них людей самих на себя. Путь богов теперь лежит сквозь облака, в небо, где они навсегда растворятся в солнечном свете и звездном эфире. Синтезаторное бульканье во второй половине наводит на мысли о космической ретро-фантастике. Красивая, но холодная в своей статике композиция, которая стала бы отличным саундтреком для фильма о межпланетном путешествии.

Первую сторону кассеты закрывает небольшая интермедия "Europa (Intermedio)", которая представляет собой искаженную струнную мелодию в пустом, наполненном помехами пространстве.

Сторону B открывает проект ﻗﺎﻣﺖ ﺍﻟﺳﺎﻋﺔ [Qamat is-sa'atu], который должен быть вам хорошо известен, если вы читаете рецензии electrotapes. Музыканты придерживаются DIY-традиции и лоу-фай эстетики классической индустриальной музыки. Они не приемлят каких-то стилистических или жанровых границ и работают только с тем материалом, который вызывает у них неподдельный интерес: готические новеллы, восточный фольклор, суфийская мудрость, старое хоррор-кино. В основе идеологии проекта эскапизм, экстремальный индивидуализм, отрицание ценностей "современного мира", триумф духовного над материальным. С композицией "EVP-Reseach 2" мы уже знакомились, она входила на альбом проекта "Порождение ночи" (2018), который я обозревал. Там очень интересная концепция записи, и что бы понять все детали, предлагаю ознакомиться с рецензией: https://vk.com/bolverk_singles?w=wall-91603356_407 Сам же трек представляет собой олдскульный электро-индастриал с обильным использованием синтезаторов, гитарами, драм-машиной, манипуляциями с радио и голосом. Путанный, иррациональный кошмар о сужающихся стенах и неясных пятнах, движущихся на периферии зрения. Кошмар, от которого не избавит даже пробуждение.

Проект H.C.N. просуществовал с 2017 по осень 2019 года. Основная идея проекта была - звуковой и философский поиск. "Вера и Смерт" начинается бескомпромиссным, режущим слух тоновым звуком. Внезапно он сменяется то ли проповедью, то ли стихотворением с околорелигиозной тематикой А затем начинается основная часть, - монотонная и гипнотическая стена гула и шума. Радикальный и беспощадный нойз, чистая антимузыка смятения и ужаса. Шторм умирания над Европой, черная тень беспредельного отчаянья. Бог далек и равнодушен, а мир одинок и бесприютен. В какой-то момент приходит погружение в изможденный, близкий к панике транс, из которого не могут вырвать даже странные звуки рождающейся где-то в глубинах трека музыки. Ветер Смерти воет в городах и душах, не щадя никого.

N. достаточно старый power electronic \ noise проект с внушительной дискографией, стартовавший в 1995 году. Автор, Davide Tozzoli, пишет что этот проект совершенно не о музыке, а расшифровку его аббревиатуры вы можете выбрать сами: Nothing, Nihilism, No, Noia... Эстетика проекта и его концептуальные основания хорошо отражены в методах создания звукового пространства. Берутся два пленочных рекордера с пустыми кассетами, подключенные друг к другу. Никаких дополнительных источников звука или семплов, только дисторшен и фидбек, создаваемые и модулируемые самими рекордерами. Рождение звука из абсолютной пустоты. "Grinded By Vortex Of Life" - треск, хруст и шипение рожденные из Ничего. Абстрактный, неупорядоченный нойз. Не слишком плотный, но динамичный, хаотический, находящийся в постоянной метаморфозе.. То нарастающий, то отступающий. Похоже на помехи телеэкрана в пустой квартире, в которой все умерли. Во всем городе все умерли. И только этот экран еще живет, работает, принимая Ничто и передавая его в Пустоту.

Дальше идут два трека от манчестерского Autox, который характеризует себя как баллардианский нойз из дистопической пустоты. "Zones Of Nothing" это яростный пулемет барабана на фоне текстур кипящего шума, свиста, шипения и криков. Классический звук силовой электроники. Марш мертвых легионов, отказавшихся гнить в земле. Нестройные толпы убитых по всей Европе солдат бредут с забытых полей сражений черным потоком. Живые в ужасе затаились в своих домах надеясь, что их не призовут к ответу. Призовут.

"News Death" продолжает линию начатую в прошлом треке. Скрипы, волна помех, рокот пружинящего баса и, неожиданно, почти танцевальный ритм. Техничный и странным образом легкомысленный, он навевает воспоминания о каком-то проклятом отпрыске новой волны 80-х. Вырывающийся из пропитанного кошмарами жара композиции вокал превращает все в противоестественную, грязную, нигилистическую дискотеку. Словно издевательская пляска мертвых по телам других мертвых. Живых среди них нет, не будет и быть не может.

Закрывает компиляцию композиция Arte Borghese. Хотя проект существует с начала 80-х, его первый и единственный альбом вышел в только 2020 году. Снова характерные для большинства композиций помехи и шум, словно перекочевавшие прямиком из трека "News Death". На них наложена беспорядочная барабанная дробь. Собственно, композиция и построена на диалоге всезаполоняющего шума и аскетичных семплах драм-машины. При этом композиция совсем не скучная. Удары и хлопки это каркас, на который натянута кипящая, перетекающая с места на место масса шума. Все это похоже на предсмертное биение сердца-машины и жужжание электрических мыслей износившегося допотопного компьютера.

Сборник для всех любителей старорежимного индастриала и катакомбного эмбиента. Что-то не так уж и интересно. Что-то, напротив, приковывает к себе, прорывая некие мембраны реальности. Что, вобщем-то характерно для большинства компиляций. Впрочем, если радикальная андеграундная музыка, написанная без оглядки на тренды и звучания, созданная на чистом вдохновении и в философическом трансе вам нравится, то прослушать сборник просто необходимо. Тема смерти выдержана прекрасно, сырое и грязное звучание тоже. Лучшие треки на мой взгляд: Костница - "Lamentation", d E - "Oymyakon", Autox - "News Death"

Спасибо за помощь в публикации Al-Maytatu L-Habithu и tape yard.

ИЗДАНИЕ: 50 копий в боксе. Бокс содержит кассету, 12-страничный буклет и 2 стикера.

© Electrotapes
9 апр 2020